А звезды везде одинаковы
А звезды везде одинаковы

ОСЕНЬЮ САМЫЙ СЕЗОН: СЕМИНАР МОЛОДЫХ ПИСАТЕЛЕЙ В ОРЕНБУРГЕ И ФЕСТИВАЛЬ ФАНТАСТИКИ В ДОНЕЦКЕ

Кому межсезонье, а для писателей – как для молодых и начинающих, так и для маститых и признанных – весна и осень самый сезон. Сезон семинаров, фестивалей, конференций и прочих встреч – и деловых, и праздничных. Летом хочется отдыхать, зимой – посидеть дома в тепле… Вот и превращается межсезонье в самый что ни на есть литературный сезон. Лишь только в Музее-заповеднике Сергея Аксакова, что в одноименном селе Бугурусланского района, подвели итоги проходившего в Оренбурге IX Всероссийского семинара-совещания молодых писателей «Мы выросли в России – Приволжье», как в Донецкой государственной академической филармонии торжественно открылся III Международный фестиваль фантастики «Звезды над Донбассом». Были такие писатели, кто прямо из Оренбурга ехал в Донецк...

Торжественное открытие семинара-совещания «Мы выросли в России» состоялось в областной научной библиотеке им. Н.К. Крупской. С приветственным словом выступили первый заместитель министра культуры Оренбургской области Алла Лигостаева, первый секретарь правления Союза российских писателей Светлана Василенко, главный организатор семинара, руководитель областного Дома литераторов им. С.Т. Аксакова Виталий Молчанов, а также гости – руководители секций.

На протяжении двух насыщенных работой дней литературным опытом с начинающими авторами делились поэты, прозаики, сценаристы, журналисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Махачкалы, Екатеринбурга, Петрозаводска, Казани и Оренбурга. Среди них Алексей Остудин, Арсен Титов, Вероника Шелленберг, Владимир Софиенко, Вячеслав Моисеев, Евгения Алексеева, Миясат Муслимова, Петр Краснов, Светлана Василенко, Яна Сафронова, Александр Тюжин.

География семинаристов также широка. Прислать свои произведения и приехать лично их обсудить решились молодые авторы из Архангельска, Екатеринбурга, Воронежа, Петрозаводска, Челябинска, Ноябрьска, Вологды, Ульяновска, Петербурга, Москвы и других городов.

Здесь же были вручены сертификаты на издание авторских книг семинаристам, которых руководители секций посчитали достойными этой чести в текущем году. В номинации «Проза» была отмечена Ирина Дюгаева (Оренбург), в номинации «Поэзия» лучшей признали Ирину Тихонину (СПб.), среди драматургов лидировала Дарья Кривошеева (СПб.), в номинации «Фантастика» внимание мастеров привлек роман Агнии Романовой (СПб.), в кругу публицистов отличилась Кристина Андрианова (Уфа).

В церемонии награждения принял участие начальник управления Министерства культуры Оренбургской области Виталий Зимаков. Впрочем, семинар-совещание «Мы выросли в России» нельзя назвать завершенным. В этом году проект шагнул за пределы Оренбуржья, где он родился почти десятилетие назад. Очередные встречи молодых авторов с наставниками состоятся в Махачкале (ноябрь), Омске (февраль), Каменске-Уральском Свердловской области (апрель 2022 года), Петрозаводске (ноябрь 2022 года). Прием работ на семинар, который пройдет в Махачкале, уже вовсю идет. Подробности – на официальном сайте семинара-конференции «Мы выросли в России» (домен – рф).

«Для меня проведение семинаров-совещаний «Мы выросли в России» – это уникальная возможность, напитавшись энергией юности и задора, вновь почувствовать себя молодым, так же как и наши семинаристы, поверить в свои силы и вместе с ними учиться писать все лучше и лучше», – признался Виталий Молчанов.

А Международный фестиваль фантастики «Звезды над Донбассом» прошел в Донецке в третий раз. И каждый год он расширяет свои рамки. В этот раз была организована Школа писательского мастерства, где ежедневно проходило по несколько мастер-классов для молодых, начинающих авторов. Такой объем полезной информации и в такой краткий период времени предоставляется нечасто. Среди тем выступлений мастеров значились: «Слово об авторском праве. Как работали Достоевский и Толстой» от Олега Дивова, «Основы редактуры романов фэнтези и фантастики» от Бориса Долинго, сразу целый ряд мастер-классов, посвященных главным и второстепенным героям, и многое другое. Слушатели задавали вопросы, которые приятно удивили спикеров: они показали начитанность начинающих авторов, серьезный подход к делу.

Отдельным блоком стояли круглые столы, во время которых писатели беседовали не только друг с другом, но и с приглашенной аудиторией. А гостей приходило на мероприятия немало, тем более что проводились они в библиотеках и музеях города, распахнувших свои двери для всех желающих – границами служили лишь ограничения, введенные из-за пандемии коронавируса. Наиболее ожесточенные дискуссии вызвали круглые столы «Как издаваться в современной России» и «Новые реалии литературного мира. Цифровизация». «Зачем вы нужны?!» – вопрошал издателей автор электронных площадок Евгений Щепетнов. Однако издатели дружно отражали нападки на них и на бумажную книгу. Все-таки пока на книжном рынке представлены оба формата (по большому счету три, включая аудиокниги), издатели вполне себе имеют право на существование.

Говорили на фестивале и о сценарном искусстве. По республике прошло несколько показов фильма «Робо», после которых зрители имели возможность пообщаться с авторами сценария – Сергеем Волковым и Алексеем Гравицким. Встречи также провела секция драматургии и сценарного искусства Союза литераторов РФ; вел их Сергей Чекмаев, среди спикеров – сценаристы Иван Наумов и Алексей Гравицкий. Последний провел свой мастер-класс по драматургии и в телешколе, где участники фестиваля активно встречались с молодым поколением журналистов, сценаристов и драматургов.

Традиционно на фестиваль приезжают художники. Свои картины привезли Татьяна Глущенко и Мария Волкова, а фотоработы – фотохудожник-маринист Кирилл Судаков. В Художественном музее Татьяна и Мария провели для ребятишек мастер-классы по рисованию. Дети смотрели, раскрыв рты, на чудо, возникавшее на их глазах на бумаге…

«Со школьных времен слово «Донбасс» ассоциируется с углем, мартенами и суровым трудом горняков, – рассказал Сергей Чекмаев. – И когда гам предложили испытать себя в шахте, так сказать, с полным погружением, идея прошла на ура». Кроме Сергея в угольную лаву на глубины 530 и 750 м спустились Алексей Махров, Иван Наумов, Дмитрий Байкалов, Андрей Синицын и др.

На открытии и закрытии фестиваля не только вручались всевозможные награды и грамоты, но еще и состоялось спецгашение марок и конвертов первого дня, посвященных фестивалю. И не простых, а как сейчас модно – с QR-кодом, позволяющим ознакомиться с сайтом форума. А еще звучали песни из любимых фантастических фильмов: это «Гостья из будущего», «31 июня», «Большое космическое путешествие», а также «Волкодав», снятый по мотивам романа Марии Семеновой, которая присутствовала на фестивале. Впрочем, музыкой сопровождался, по сути, каждый день фестиваля: музыканты, писатели и поэты встречались, чтобы прочитать стихотворения и спеть под гитару. А уж в аплодирующей публике недостатка не было. Среди выступавших – Евгений Лукин, Юлий Буркин, Александр Петерсон, Вячеслав Ковалев, Михаил Тырин и др. Были концерты даже на передовой, однако с полным соблюдением безопасности.

Примечательно, что фестиваль, проходящий в непризнанной Донецкой народной республике, оказался крупнейшим на только в русскоязычном мире, но и во всем постсоветском пространстве, собрав не просто звездный состав участников, но и представив плотную, насыщенную программу. Трудно поверить, но, по примерным подсчетам, различные мероприятия фестиваля в совокупности посетило около 10 тысяч человек, приехало примерно 130 гостей, среди которых – самые известные писатели-фантасты России: Вадим Панов, Андрей Белянин, Роман Злотников, Василий Головачев, Святослав Логинов, Владимир Васильев, Елена Хаецкая, Александр Щеголев, Олег Бондарев, Иар Эльтеррус, Александр Конторович, Дмитрий Казаков, Юрий Бурносов, Андрей Мартьянов, Юлия Андреева, Дарья Зарубина, Александр Пелевин, Антон и Елена Первушины и др. Третий год основными организаторами мероприятия выступают председатель Общественной палаты Донецкой народной республики Александр Кофман и его красавица-супруга Карина Павлючкова…

Вот только одна беда – попасть из России в Донецк сейчас довольно трудно. Кто-то на поезде, кто-то на самолете добирался до Ростова-на-Дону, оттуда на автомобилях и автобусах два-три часа до границы, там досмотры с обеих сторон, очередь, потом еще часа два-три до Донецка… А что касается звезд, то они одинаковые – что в Оренбурге, что в Донецке. И любители литературы по обе стороны границы – одинаковы.

Оренбург–Донецк–Ростов-на-Дону–Москва

Авторы текста: Виктория Балашова,  Андрей Щербак-Жуков

ИСТОЧНИК: https://www.ng.ru/ng_exlibris/2021-10-06/9_1098_stars.html