В радиопроекте «Маевка» на связи с ведущими Оксаной Кртян и Марией Алексеевой сегодня утром был главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев. Публицист приехал в Оренбург в качестве наставника Всероссийского семинара-совещания «Мы выросли в России». Ведущие говорили с гостем студии о значимости таких литературных встреч для молодых авторов, о школьной программе и роли учителя в воспитании читающей молодежи.
«Вопрос преподавания чрезвычайно важен. Литература - это такая цепочка, когда одни обмениваются опытом с другими, и так постепенно складывается история российской словесности. Важно передать свой опыт и попытаться дать возможность молодому литератору избежать тех ошибок, которые он может сделать. Но, с другой стороны, в любом случае все литераторы равны в вечности. Просто одни моложе, другие старше. Крайне важно, чтобы сами молодые литераторы хотели получить у старших товарищей то, что им поможет в дальнейшем творческом развитии», - считает Замшев.
На вопрос о читающей молодежи у главреда «Литературки» такое мнение: «Молодежь всегда разная. Для того, чтобы понять, что и как она читает, не достаточно поверхностного взгляда и даже социологии. Знаете, всегда старшее поколение говорит, что молодежь читает не то и не так. Я с этим не согласен. Молодежь всегда примерно одна и та же. И в чтении в том числе. Сегодняшней молодежи просто невозможно что-то навязать. Мы имеем очень большой коммуникационный выбор из-за глобальной цифровизации. Вот молодые и выбирают сами, что им делать. Будет ли этот выбор в сторону высокой литературы или ютуб-канала, сложно проследить. И влиять на это сложно, да и не надо. Потому что важнее всего не что человек выберет, а то, что этот выбор свободен. А вот чтобы он был осознанным, должна измениться государственная политика в сфере культуры. Мы ставим одну часть культуры на развлекательные рельсы и меряем ее по посетителям и просмотрам, а другую часть культуры пытаемся финансово ущемить. Не во всех регионах, но это есть. И тогда культура будет такой плетущейся в хвосте ненужной, постаревшей субстанцией. Мне кажется, задача государства и писателей попробовать какие-то мостики провести к сознанию молодежи от литературы».
Затронули ведущие и тему школьной программы по литературе. «Программа по литературе должна быть лишена политического аспекта. Мы заигрались в это. Нужно убрать эти перекосы. А вообще главная задача учителя - привести ребенка к литературе. Не заставить прочесть, а привить интерес к книгам. И если мы пойдем по пути поголовной цифровизации, то мы окончательно сведем наше образование к сфере услуг. А литература, музыка, живопись - это не услуга, не навязывание чего-то. Это попытка сделать жизнь лучше. Чтобы человек, который жил во тьме, посмотрел, как другие живут при свете и в какой-то момент ему стало обидно. И он тоже захочет идти к свету», - рассуждает Замшев.