Край, где продаются медведи
22 сентября 2018
Край, где продаются медведи

Писательские судьбы неисповедимы. Вот, к примеру, Сергей Аксаков, день рождения которого был на прошлой неделе, впрочем, не юбилей, 227 лет… Он вроде не входит в первый ряд русских писателей-классиков, однако при жизни его книги «Записки об уженье рыбы» и «Записки ружейного охотника» не просто пользовались огромной популярностью, были настоящими бестселлерами.

Гоголь мечтал, чтобы его помещики в «Мертвых душах» выглядели так же живо, как птицы у Аксакова, ну а «Аленький цветочек», который поначалу был напечатан как приложение к повести «Детские годы Багрова-внука», так просто хит всех времен и народов… Сколько было разных постановок, включая замечательный мультфильм, так нет же – музыкальным спектаклем «Аленький цветочек» на днях в стенах театра «Кремлевский балет» открылся VII Международный фестиваль балета. Постановка народного артиста России Андрея Петрова, музыка – члена Союза композиторов России Владимира Купцова… Это было в Москве, а в селе Аксакове Оренбургской области в тот же самый день проходил традиционный Аксаковский праздник, в рамках которого прошло подведение итогов Всероссийского семинара-совещания молодых писателей «Мы выросли в России». В том самом месте, где ключница Пелагея рассказала Аксакову ту самую сказку…

Неизвестно, как сложатся судьбы молодых литераторов, которые собрались на проходившем уже в седьмой раз семинаре «Мы выросли в России», но организаторы мероприятия и руководители секций со своей стороны сделали все возможное. Открытие состоялось в Оренбургской областной универсальной научной библиотеке имени Н.К. Крупской. Сначала выступила первый заместитель министра культуры и внешних связей Оренбургской области Алла Лигостаева, затем слово взял бессменный организатор семинара, директор Оренбургского дома литераторов, поэт Виталий Молчанов. С его подачи руководители секций поразмышляли о литературе будущего.

Семинар по прозе в этом году вел оренбургский писатель Петр Краснов, ему помогали Арсен Титов из Екатеринбурга и Платон Беседин из Севастополя. Стихи разбирали главный редактор красноярского литературного журнала «День и Ночь» Марина Наумова-Саввиных и главный редактор литературно-художественного и общественно-политического журнала писателей России «Гостиный Дворъ» (Оренбург) Наталья Кожевникова. В этом году появились две новые секции: публицистикой занимались литературовед, профессор Уральского государственного университета Леонид Быков, поэтесса, профессор Челябинского государственного университета Нина Ягодинцева и поэтесса, руководитель литературной студии Диана Кан; произведения писателей-фантастов разбирали автор этих строк, поэт, прозаик, переводчик Вячеслав Моисеев и Владимир Мясоедов – несмотря на свою молодость, уже автор десятка фантастических книг.

После обеда в первый день семинара началась работа по секциям. Среди наших молодых фантастов оказались как рассказчики, так и готовые романисты. Но поскольку они прислали не романы целиком, а только отрывки, мы предложили авторам новелл прочитать свои произведения вслух, а к следующему дню всем написать синопсисы к романам. Молодые люди с радостью отозвались на предложение, ведь умение писать синопсисы – это отдельное мастерство, особенно если речь идет о фантастике. Забегая вперед, скажу, что с заданием все справились успешно. Однако будущий лидер определился уже в первый день. Нам всем понравился рассказ «Мариуш» Ирины Родионовой из города Новотроицка Оренбургской области. Поначалу кажется, что его действие происходит в мире после войны или чего-то еще более разрушительного, но в финале оказывается, что этот ад – внутри героини, умирающей одинокой старушки. Интересы этой писательницы крайне разносторонни; из представленной автобиографии можно узнать, что она автор четырех романов, трех сотен новостных статей и семи научных работ. «Исследования проводила в разных сферах – это и экологическая проблема атомной энергетики, и проблема суицидальных наклонностей у подростков, и безопасность черной металлургии, и феномен компьютерной зависимости и другие психологические работы и статьи».

На следующий день все участники семинара-совещания погрузились на автобус и отправились во второй город назначения – Бугуруслан. Ехали более шести часов по бескрайним степям, совершая редкие остановки в малолюдных местах, где на дверях кафе можно было прочитать объявление:  «Продаются медведи». А вот и сами медведи, живые, но явно недовольные, в массивной клетке – Потап и Мила…

После обеда – второй семинарский день, а затем – большой вечер поэзии «В ритме сердца» в Бугурусланском городском театре драмы имени Гоголя. По несколько стихотворений прочитали ведущие семинаров. Прозу и публицистику не читали. Открыл вечер опять же Виталий Молчанов, но уже стихами – тематическими, подчеркнуто местными: «Манят к себе, и бор зовет с ружьишком./ По зале слуги резвые снуют,/ Меняют свечи, будет передышка/ Уставшей дочке – с раннего утра/ Под запись ей отец диктует строки/ Про красоту дворянского угла,/ Про Оренбургский край, мечтой высокой…» Он словно анонсирует поездку в село Аксаково, в имение родителей Сергея Тимофеевича, которая должна состояться на третий день мероприятия.

А в Аксакове с самого утра праздник. Гостей встречают нарядные дети, звучат народные инструменты. Можно съесть шашлык, выпить чаю. На главной сцене – симфонический оркестр, классическая музыка, «Соловей» Алябьева…

Но вот приходит время и для участников семинара-встречи «Мы выросли в России». Награды вручают представители администрации Бугуруслана. Сначала на сцену приглашаются лауреаты Литературной премии имени Аксакова. Арсен Титов получает главную награду за романную трилогию о Первой мировой войне на Персидском фронте – уникальное произведение и по фактографическому материалу, и по литературным достоинствам. Премию в номинации «Детская литература» получает Вячеслав Моисеев.

Вслед за педагогами на сцену приглашают семинаристов. Каждый из них получает сертификат на издание авторской книги. Лучшим молодым прозаиком признают москвичку Александру Шалашову. Она не только и не столько прозаик, пишет стихи и песни – автор двух поэтических сборников «Я достаю коньки» и «Звезды никакой не видя», лауреат Грушинского фестиваля авторской песни. Ее проза полна ощущений и наблюдений: «Встала в половине шестого, пошла на кухню – увидела, что нет масла. Подумала, что папа, конечно, сходит и можно полежать еще немного, закутаться и распахнуть окна. Можно и книжку взять, но книжный шкаф в комнате родителей – пройти неслышно, отодвинуть стекла. Раньше мне не разрешали самой доставать книги. Шкаф старый – стекла выпадают. Опасно…».

Награду как лучший молодой поэт получает Михаил Червков из Липецка. У него уже большой «послужной список» – участие в фестивалях, победы, публикации, даже поставленный в Удмуртии театральный этюд «Миха по дороге в Царствие Небесное». Он брутален, но при этом лиричен: «Все сразу увиделось в истинном свете,/ Как только сомнения исчезли./ И влюбленные как маленькие дети/ На небо... нет, не полезли,/ А оттолкнувшись прыгнули выше головы./ И встречные птицы разлетались в панике./ А под ними простирались зеленые ковры/ И на веревках сушились пододеяльники».

Но Марине Наумовой-Саввиных понравился еще и совсем молодой Дмитрий Дергалов из Нижнего Новгорода. «Так любить, чтоб в осеннем лесу,/ Где листва и сухие ветки,/ Где дожди невозможно редки,/ Где зима сидит на носу,// Так любить, чтоб в таком вот лесу/ Умудриться найти ромашку/ И отдать той, чье сердце тяжко/ Стало вдруг держать на весу...» Его книга тоже скоро выйдет, ее напечатают в «Библиотеке журнала «День и Ночь».

Вслед за нашей победительницей Ириной Родионовой награждают и лучшего молодого публициста. Это Мария Дёмочкина из Смоленска. Эта номинация сложная – критерии не отработаны, есть и критические статьи, и очерки, и эссе. У Дёмочкиной – очерки о людях глубинки: «Мы с почтальоном Анатолием Карташовым развозим почту на его лошадке. Я еле сижу на сене, мертвой хваткой вцепилась в поручень телеги и ойкаю каждый раз, когда Рада плюхается копытом в полузамерзшую лужу…»

Три дня творческой работы, четыре секции, пять лауреатов из пяти разных российских городов… Так вышло, ведущие семинаров не сговаривались. А теперь у их литературного дебюта появилась новая малая родина – Оренбургская область, родина Сергея Аксакова.

 Андрей Щербак-Жуков

Оренбург–Бугуруслан–Аксаково–Москва