Литературное движение «ПарОм»: поэтические пленэры, проекты «Чистый голос» и «Текстуры Омска», семинары и студии
Литературное движение «ПарОм»: поэтические пленэры, проекты «Чистый голос» и «Текстуры Омска», семинары и студии

Сегодня «ПарОм» включает в себя одноименную литературную студию по направлениям «проза» и «поэзия», действующую в Омской областной библиотеке для детей и юношества, ежегодный региональный семинар и мероприятия для писателей и читателей современной литературы (презентации, творческие встречи и т.д.). Семинар «ПарОм» проводится с 2011 года силами Омского регионального отделения Союза российских писателей и давно уже стал неотъемлемой частью творческого пространства нашего региона, площадкой для профессионального роста молодых авторов.

Любому искусству нужно учиться. Радует, что многие начинающие писатели подходят к своим произведениям с критической меркой, хотят реальной литературной школы. Для таких творчески одаренных личностей и существуют литературные семинары, в частности – наш омский «ПарОм», начинавшийся с поэтических встреч.  Кстати, название «ПарОм» символичное. В нем зашифрован «параллельный Омск», потому что поэзия, говоря метафорическим языком, существует словно бы в параллельном пространстве, пронизывая наше бытие. Незримая, но вездесущая. Наша задача – улавливать её, вербализировать. Кроме того, паром – это средство переправы с берега на берег. В нашем случае – от любительства к профессионализму и эту «переправу» не осилить в одиночку. Не зря на логотипе «ПарОма» несколько человечков тянут канат! И встречались мы первоначально в «параллельном Омске» - в диких парких, на берегу реки, в пригороде.  И непременно разжигали костер, читали стихи при живом свете огня. Мы – это поэты Андрей Ключанский, Наталья Семёнова, Дмитрий Румянцев, я (Вероника Шелленберг) и еще молодые-начинающие писатели, музыканты… Кто-то приходил единожды, кто-то появлялся часто. Но мы не только читали друг другу свои животрепещущие новые тексты, обычно была какая-то тема встречи. Например – обсудить статью Иосифа Бродского «Об одном стихотворении», а, значит, в следующий раз подробней поговорить о поэзии Цветаевой и Райнера Мария Рильке. Обменяться книгами.

Одной из особенностей наших встреч были поэтические импровизации на определенные темы. Примечательно, что молодым авторам реально помогают конкретные задания, основанные на наблюдении за природой.  Так появилась идея поэтических пленэров под открытым небом: в парках, на берегу Иртыша, за городом. Ближайший пример: в сентябре 2021 года Наталья Семёнова собрала студию «ПарОм» в парке Зелёный остров.

Основной идеей пленэра было по 15 минут сосредотачиваться сперва на зрительных образах, после – на слуховых, а потом – на осязательных. То есть мы, чтобы усилить восприятие, условно разделили его на качественные составляющие. Действительно, когда целенаправленно всматриваешься, ты словно подносишь лупу к окружающему миру, и видишь интересные детали, не замеченные раньше. Когда вслушиваешься – шум дробится на отдельные составляющие: шуршание листвы, треск ветки, тренькание велосипедного звонка, веселый собачий лай, плеск брошенной в воду палки… Молча бродили мы по парку, впитывая окружающий мир, вслушиваясь и ощупью изучая деревья, песок, траву, остывший Иртыш… Телефоны отключили, друг с другом не разговаривали. На таких занятиях важно сосредоточиться на материальных объектах и своих ощущениях. А потом в живописном месте присели на поваленное дерево, уютно укрылись пледами от осенней сырости, достали термоса с горячим чаем, ручки, тетрадки, даже цветные карандаши. В молчании, никуда не спеша, каждый написал свой текст со зрительными, слуховыми и осязательными метафорами. Получились свежие, живые, неожиданные для самих авторов тексты!

Наталья Семёнова

***

Лес в сентябре наполнен сказками.
Здесь осень поиграла с красками
А мох, как летом, посмотри -
Зелёный, влажный изнутри,
Карабкается к небу звездному
По боку белому, берёзному
И верит, что когда-нибудь
Увидеть сможет Млечный путь.

19 сентября, Зелёный остров; поэтический пленэр.

 

Дмитрий Юферов

***

Видишь?
Я вижу.
Деревья большие.
Как им непросто
Поддерживать небо.
Небо огромное
Всем своим телом
Навзничь упало
На листья и ветви.
Небо уснёт
И тогда им полегче,
Небо прозрачным
Становится ночью
И сквозь него
Как на ладони
Видно далёкие,
Сонные звёзды.

Слышишь?
Я слышу.
Вулкан где-то
Дышит.
Дышит
сквозь ноздри
Скалистых отрогов.
Слышу
Вулканов на свете
Так много.
Спят или
Знойным
Дыханием
Пышут.

Чувствуешь?
Чувствую.
Ветер из лета
Вдаль улетел
И зовет сюда
Осень.
Осень
Толкает вперёд
Зимний ветер.
Снег укрывает
Листву
Одеялом.

19 сентября, Зелёный остров; поэтический пленэр.

Думаю, формат пленэров в мегаполисе особенно востребован. Кстати, если человек долго не писал, если его накрыл творческий кризис, то поэтический пленэр под открытым небом станет творческим импульсом.

Зимой интересны пленэры в сочетании с зимним костром.

Наталья Семёнова

***

Если ты дерево, то для тебя зима -
Спать с ноября и по март летаргическим сном.
Если ты птица, то ближе летишь к домам
Где добряки наполняют кормушки зерном.

Если ты кот, то зима - это значит ловить
Лапой снежинки с той стороны стекла.
Если ты Сириус, время настало светить -
Сверху поглядывать, как тут у нас дела.

***

Все восточней с каждой ночью Орион
На полгода скоро нас покинет он.
Убежит за ним и Сирус, а мы
Будем встречи ждать до следующей зимы.

Даже видеозапись стихов на природе, что практикуют некоторые наши поэты – примечательна, так как привносит сибирский колорит.

«ПарОм» - движение многоплановое. В 2020-2021 гг. нами был осуществлен замечательный проект в соцсетях «Чистый голос», позволивший нашим авторам «звучать», когда традиционные площадки были недоступны в условиях пандемии. Авторы сами записывали свои стихи или прозу на диктофон, присылали нам. В основном, это были поэтические тексты. Причем, для удобства восприятия, каждое стихотворение или короткий рассказ записывались отдельным треком. Разработала проект Наталья Семёнова. Принимала, выбирала и выкладывала тексты Ирина Четвергова. Основными участниками стали Андрей Ключанский, Вероника Шелленберг, Наталья Семёнова, Ольга Моисеева, Татьяна Гиль, Александр Тихонов, Карина Кислицина, Арман Комаров и другие омские авторы. Из прозаиков прислали свои произведения Наталья Елизарова, Ольга Харитонова, Евгений Вальс, Дмитрий Кононов, Александра Яковлева, Тамара Львова и другие. Самое замечательное, что к нам присоединились иногородние авторы! Антон Метельков, Екатерина Кавлакан  (Новосибирск), Павел Сурнов, Дмитрий Коржов и Илья Виноградов (Мурманск), Владимир Макаренков (Смоленск), Елена Жамбалова (Улан-Удэ), Елена Чач (Санкт-Петербург), Анастасия Порошина (Челябинск) и другие. Поэт из Архангельска Марина Зазубрина прочитала стихи для детей. Было много просмотров, хороших отзывов, например, о Зазубриной: «Мариночка, ты большая умница. Образец для подражания для начинающих поэтов и музыкантов. Дай бог тебе вдохновения. Твори нам на радость». 

https://vk.com/chistygolos

В перспективе хотелось бы записывать авторов в профессиональной студии. «Чистый голос – профессиональная запись» может стать темой для получения гранта. Записи такого качества хорошо лягут в основу видеопоэзии, которая набирает популярность. Некоторые наши авторы уже создают подобные ролики и качественная аудиозапись будет для них большим подспорьем.

Один из самых значимых наших проектов в Сети, имеющий большое литературно-краеведческое значение - «ТЕКСТУРЫ ОМСКА». Проект в 2021 году задумала Наталья Семёнова. Вместе с Семёновой его осуществили Иван Харламов, Вероника Шелленберг, Ульяна Зарипова, Дмитрий Юферов, Игорь Хохлов. Идею  поддержало омское областное телевидение 12 Канал АО «Омские Медиа», - о проекте было написано несколько статей, благодаря чему он получил широкую огласку и вызвал большой интерес в культурной среде. В итоге, в «Текстуры Омска» вошло 85 текстов об Омске, а всего было предложено около 200 текстов. Стихи выложены с привязкой к геолокации в карте GOOGLE.

https://www.google.com/maps/d/u/0/viewer?mid=1GJCmMbYLjENSp5jYiNRKpTz81yC0ux-B&ll=54.98412611154619%2C73.36236498784757&z=16

Для начала мы решили взять только поэзию, хотя прозы под нашим хэштегом тоже было опубликовано немало. Опирались на художественную выразительность текстов, их литературную ценность, чтобы включить в проект только самые достойные. В «Текстурах Омска» вы найдёте замечательные стихи Галины Кудрявской, Ольги Григорьевой, Ивана и Сергея Денисенко, Вероники Шелленберг, Светланы Курач, Дмитрия Румянцева, Юрия Перминова, Евгении Кордзахии, Олега Клишина, Вениамина Каплуна, Дмитрия Юферова, Александра Тихонова, Ирины Четверговой, Игоря Хохлова, Игоря Федоровского  и других омских авторов.

Ольга Григорьева

Я живу за Пятым театром (отрывок)

Жизнь отщёлкнулась фотокадром:
Дом, дорога, закат, лесок…
Я живу за Пятым театром,
Чуть правее, наискосок.


Мы на снимке чему-то рады…
Над опекой твоей смеюсь:
О, меня провожать не надо,
Ничего я тут не боюсь!

Пусть бесчинствует век с азартом,
Пусть, безумный, бежит за мной,
Я живу за Пятым театром –
Как за каменною стеной!

Волны пошлости и разврата
Разлетаются вдрызг, дробясь
О духовную твердь Театра,
Что покамест спасает нас.

…По знакомой идя дороге,
Гляну, что там, судьбе взамен:
Падший ангел иль Носороги,
Боинг-Боинг или Кармен.

Я, конечно, совсем не против
Жить, влюбляться, сходить с ума,
Но Географ уж глобус пропил,
Значит, скоро придёт зима…

Игорь Хохлов

***

Мегаполис. По-русски –
«миллионник». И что?
Я иду по Амурским
в длинном черном пальто
параллельно маршруткам,
иностранным авто –
мне, прохожему, жутко
в длинном черном пальто.
Мегаполис: всё – шутка?
Но ему хоть бы что.

Дмитрий Румянцев

Омск. Восстановление

На Успенском соборе леса. Мастерок и рубанок.
Матерок и рубаха, пропахшая потом. Потом
встанет храм. А теперь из спецовок глядят спозаранок
мастера, не знакомые с трудным церковным трудом.
И один на растущую кладку взирает Петром.

Суета. Маята. Но стоит позолоченный купол
на взопревшей земле, отражаясь в холодной воде.
А строительный кран поднимает вертящихся кукол.
Мастерят, матерят. Через улицу – серый, как жупел,
нависает фасад – римским портиком НКВД:


был епископский дом. Из него возвели цитадель.
Храм тогда продержался три взрыва, но все-таки рухнул.

Огрызаясь, вгрызается в вязнущий грунт экскаватор
проржавелым ковшом: заварилось, взошло, занялось.
Вот обходит работы с планшетом прораб, про-куратор.
Смуглый плотник, в ладонь поплевав, – так бывало когда-то –
принялся в крестовину свирепо вколачивать гвоздь.

Галина Кудрявская

Вечерний Омск

На город спускается вечер,
На Любинском светят огни.
Ждёт кто-то назначенной встречи,
Чуть слышная песня звенит.

За Свято - Никольским собором
Полночная всходит звезда.
Немолчным своим разговором
Куда-то зовут поезда.

И снова целуются пары,
Как ты целовался вчера.
Под ласковый голос гитары
У пристани спят катера.

По Северным где-то трамваи
Увозят домой горожан…
И всё исполняется в мае
Чего ещё осенью ждал.
 

Иван Денисенко

***
Устало дремлет каземат.
Молчат Тобольские ворота.
Лишь хрипло каркает ворона:
«По Иртышу идёт зима!»

Готовь пижаму и колпак –
уже одолевает дрёма…
Далёкий гул аэродрома
и еле слышный лай собак…

Растаял берег в темноте.
Безмолвен домик коменданта.
И я шепчу сонеты Данта,
шагая в снежной пустоте.

Мелькают улицы, дома.
Дворы пусты и неприветны.
А в небесах ликуют ветры:
«По Иртышу идёт зима!»

Вероника Шелленберг

***

Омск,
он
меньше всего – каторжанин.
Свобода дышит рывками
сквозь поры державы.
Но камень Сизифа
принял ли кто-нибудь
так тяжело на грудь,
как Земля…

Сибирь –
сиплая родина…
Сизая родина…
Голубка моя…

Дмитрий Юферов

Остановка

Мы, притесняемые «копами»,
Кто под Sex Pistols, кто под Леннонa,
Спешили утренними тропами
На остановку «Площадь Ленина».

Художники, певцы, поэты,
Бездельники любых мастей!
Мы – неформалы! Мы «с приветом»!
Мы – гости, ждущие гостей.

Мы – обитатели «площадки»!
Тусовка! НЕФОРЫ! Пиплы!
Фанаты Цоевской «Камчатки»
И Курткобейновской «Rape me»!

По «нику», «нэйму», «погонялу»
Мы узнавали «who is who»…
Оставшихся ещё немало.
Все остальные – наверху…

Прошлое – порванная струна.
Нынешнее – разменяно.
В каждом городе есть она,
Остановка на площади Ленина.

Некоторые стихотворения были взяты из книг. Так, пользователи интернета смогут найти на карте посвящённые Омску произведения Роберта Рождественского, Николая Разумова, Тимофея Белозёрова, Леонида Мартынова, Валентина Берестова, Аркадия Кутилова, Павла Васильева.

Аркадий Кутилов

***

Всем идолам души моей – амнистия!
Шуруйте, держиморды, на покой!..
Фонарик моего свободомыслия
включился достоевскою рукой.

Ревизия все догмы с места стронула.
Вперёд, моя фантазия, вперёд!
Раскольников в костюмчике нейлоновом
по Омску неприкаянно бредёт.

Все мысли перетряхиваю заново
и вновь мировоззрение плету.
Фонарик мой, как Неточка Незванова,
тревожит голубую темноту.

Самое раннее стихотворение в «Текстурах Омска» – Давида Бурлюка. Оно было написано в 1919 году, когда известный футурист посетил наш город. Эти строки из прошлого века гармонично соседствует с недавно написанными стихами молодых омских авторов.

Давид Бурлюк

Омское

Где скукотундру режет властно
Сырое тело Иртыша.
Где юговетр свой лёт напрасный
Подъемлет слабо и спеша,
Где памятно о Достоевском:
Согбенно-каторжным трудом,
Отторгнут набережной Невской,
Он не измыслил «Мертвый Дом»,
Где ране было Оми устье,
Теперь событий новых шок
Крушит Сибири захолустье.
Здесь взрост первичный виден слабо,
Ночной вместившийся горшок!
Российской власти баобаба!

1919 г.

Больше всего текстов, конечно, посвящено центральным улицам города и нашим главным рекам — Иртышу и Оми.

Николай Разумов

Дороги начинаются с реки

(из поэмы «Таёжный август»)

1.

Третий ковш из Иртыша
Зачерпнуло лето.
Разговаривай, душа,
Разговор про это.

Время, пух с ладони сдуй
Спелых одуванчиков.
Выпит был хмельной июнь
Не ковшом – стаканчиком.

Чуть июль потяжелел
Травами и росами, -
Одарил, не пожалел,
Добрыми покосами.

Я и сам в июле том
(В жизни – тридцать пятом)
Лето пил вторым ковшом,
Чуточку помятым.

Август! Руки малыша
Яблоком согреты.
Третий ковш из Иртыша
Зачерпнуло лето.

Но и окраины Омска не остались без внимания — Захламино, Порт-Артур, посёлок Каржас, улица Труда также вдохновили поэтов. На левом берегу, где больше новостроек, не остались без внимания «Птичья Гавань» и Парк Победы.

Александр Тихонов

После работы

 «И вечер удлиняет тени...»
М. Цветаева

На шаурму хватило денег.
Жаль, на маршрутку - ни гроша.
А вечер удлиняет тени,
И просит отдыха душа.
Вобравший тайны богдыханов,
Познавший жизнь в степном краю,
Забронзовевший Валиханов
Глядит на улицу свою.

Ему домой не нужно. Я же
Подобен чистому листу -
Черчу в уме маршрут вояжа:
По Ленинградскому мосту,
Сквозь «Птичью Гавань», к «Фестивалю»,
А дальше - строго по прямой...
До темноты приду едва ли
Домой.

Устав от городских экскурсий,
За словом потянусь в карман,
Когда вдруг спросят: «Ты ведь в курсе,
Что там за странные дома?..».

Прерву свой непутёвый ужин.
Дома-дома-дома-дома…
И вроде я кому-то нужен,
Но остывает шаурма.

Интересно, что среди участников проекта были и жители дальнего зарубежья. Например, свои стихи о речке Замарайке, посёлке Каржас и других омских местах прислал авторам карты поэт Вацлав (Вячеслав Синицин), живущий в Австрии. В Омске он провёл юность.

Вацлав (Вячеслав Синицин)

Тараторка

Белёсой крупяной мукою,
Прохожим – их плащи и шляпы,
Засыплет снег. И ёлкам – лапы.
Всю перспективу – нам с тобою.

Спустись на Любинский, под горку!
Под фонарём у перехода,
Я буду ждать – в толпе народа –
Тебя, смешную тараторку.

Придёшь, с этюдником на лямке…
Сквозь дворников, сродни улиткам,
Пешком по чёрно-белым плиткам,
Мы будем «пробираться в дамки».

Вновь портит Омка все белила
Своею охрой, между прочим!
Мы в Дом Художников заскочим,
Где две недели ты царила.

Раздав друзьям холсты, картонки,
В мечтах о будущем пленэре,
На фильм последний в «Пионере»
Уйдём, простясь посудой звонкой.

Хочется верить, что проект «Текстуры Омска» позволит по-другому взглянуть на наш город, подарит моменты светлой ностальгии и радости от узнавания. И станет подспорьем для краеведов и экскурсоводов.

Для презентаций «Текстур Омска» был создан видеоролик с видами города, куда вошли и современные, и исторические фотографии, а также портреты авторов – участников проекта. Замечательно, что наш поэт и музыкант Дмитрий Юферов сопровождает на презентациях видеоряд песней на стихи Роберта Рождественского «Город детства».

Второй этап проекта «Текстуры Омска» мы начали в феврале 2022 года и приурочили к 200-летнему юбилею Омской области, который отмечается в этом году. Пригласили к участию поэтов из всех районов области и, конечно, омских авторов. Главное условие — в стихотворении должны называться местные топонимы, то есть названия рек, районов, деревень, посёлков и так далее. Кстати, авторы могут добавить к стихотворению фотографию места, о котором написали — на карте можно разместить и иллюстрации».

Чтобы стать участником проекта, нужно, как и в прошлом году, выложить в соцсетях свои стихи, подходящие по условиям, и поставить хэштег #текстуры_омска. Также тексты и фотографии принимаются на электронный ящик texturyomska@mail.ru. Присылая тексты или публикуя их с хэштегом, автор автоматически даёт согласие на их размещение на интерактивной карте. Сбор материалов будет идти до 15 апреля.

Региональные семинары и литературные студии мы традиционно проводим в стенах Омской областной библиотеки для детей и юношества.  Конечно, никто не научит автора творить. Наша задача - поддержать в талантливом человеке уверенность в собственных силах и помочь проявиться индивидуальности.  Показать технические приёмы, - на этот счет у нас существует определенная последовательность, а для более молодых авторов – отдельная программа.

«ПарОм» начинался с поэзии. Уже на первом семинаре мы поняли, что научить рифмовать, выдерживать заданный размер, - не самое сложное. А вот поселить в человеке вопрос: «зачем нужна поэзия?», и подтолкнуть его к поискам собственного ответа, – сверхзадача для ведущих семинара. Сущность работы – подробное обсуждение текстов, но для того, чтобы ребята сами участвовали в обсуждении, а не только выслушивали наше мнение, каждому участнику заранее отправляются рукописи других семинаристов. «Паромщмки» учатся формулировать свои мысли, спорить по делу, отталкиваясь от конкретных примеров. И всё происходит в атмосфере доверия и уважительного отношения к чужому творчеству.

Открывая семинар, мы всегда подчеркиваем – обсуждается не личность автора, а его произведения!   Но произведение можно «разбирать» только до определенного предела, иначе оно развоплотится, перестает существовать. Главное для критика – в каждом конкретном случае обозначить для себя допустимую границу вторжения и не нарушать её. Бесспорно, есть тексты, не выдерживающие критики. Но ведущему семинара не надо додумывать и переписывать за начинающего автора, убивая тем самым желание творить. Пусть автор увидит в своём несостоявшемся тексте хотя бы один удачный образ и, отталкиваясь от него, напишет стихотворение заново. Или вовсе откажется от размера и рифмы, а попробует выразить метафору в коротеньком эссе. В каждом случае – индивидуально.

Если вернуться к истории, то в 2003-2010 годах в Омске регулярно проходил литературный семинар для молодых авторов с периодичностью раз в два года, и мы в нём участвовали. Сперва как семинаристы, после – в качестве ведущих. Организовывало семинары Омское региональное отделение Союза российских писателей. Конечно, мы переняли опыт и этих семинаров, и некоторых Всероссийских, которые посещали тогда. А «ПарОм» мы создали чтобы праздник литературы и серьезная работа над рукописями творилась чаще – раз в год масштабный семинар, а один-два раза в месяц встречи на ЛИТО. Александр Эрахмиэлович Лейфер, в то время возглавляющий Омское отделение СРП, всячески нас поддержал. Помог с получением гранта на издание итоговых сборников, поручившись за нас в Министерстве культуры Омской области. Думаю, это очень важно для региональных авторов – поддержка местного писательского союза. В нашем случае это был и есть Союз российских писателей, в который вступило за эти годы немало «паромовцев».

Организовывая «ПарОм» мы приглашали и приглашаем вести мастер-классы профессионалов: членов СРП и СПР, культурологов, филологов.  Хочется перечислить их. Члены Союза российских писателей Наталья Владимировна Семёнова, Андрей Георгиевич Ключанский, Галина Борисовна Кудрявская, Алексей Захарович Декельбаум, Дарья Николаевна Решетникова, Ольга Николаевна Григорьева, Виктор Всеволодович Богданов, Дмитрий Анатольевич Румянцев, Ирина Викторовна Четвергова, Александр Владимирович Сафронов, Наталья Владимировна Елизарова, Тамара Александровна Львова, Игорь Игоревич Хохлов и Вероника Владимировна Шелленберг (главный организатор «ПарОма»). Член Союза писателей России, новосибирский поэт Юрий Татаренко, а также Евгений Владимирович Груздов (научный сотрудник ГМИО), Каролина Викторовна Чистякова (филолог), Елена Витальевна Щетинина (фантаст).

В 2020 году один из мастер-классов провели новосибирские писатели, представители литературно-художественного и общественно-политического ежемесячного журнала «Сибирские огни», члены Союза писателей России Кристина Евгеньевна Кармалита и Дмитрий Геннадьевич Рябов. Работа велась в форме конференции в приложении Zoom. С драматургами в 2021 году в режиме онлайн работала Евгения Леонидовна Алексеева (Санкт-Петербург).

Региональные ежегодные семинары «ПарОм» успешно состоялись в Омске с 2011 по 2021 год. Все они проведены в Омской областной библиотекой для детей и юношества. Причем в 2012 и 2013 семинары прошли и в Омске, и в Таре (город в Омской области). Ежегодно в семинаре принимает участие от 35 до 60 авторов.

В 2020 и 2021 годах Региональный семинар перерос в Фестиваль «ПарОм», мероприятия которого проводятся круглый год.

При поддержке Министерства культуры Омской области вышли сборники «Паром. Поэзия и критика» (2013), «ПарОм. Поэзия и проза» (2016, 2018, 2020), объединившие лучшие произведения молодых авторов, участников семинара Часть тиражей поступила в библиотеки Омска и Омской области.

За время существования литературного «ПарОма» лучшие произведения участников семинара (Евгении Шулининой, Татьяны Щербань, Любови Семиволковой, Ольги Харитоновой, Армана Комарова, Екатерины Кавлакан, Марии Замоложинской, Ольги Ковель, Анны Климович, Андрея Шевченко, Романа Клёстера, Александра Новгородцева, Арины Кондаковой, Ольги Адовой, Зинаиды Сюникаевой, Татьяны Вдовицкой и др.) опубликованы в нескольких номерах альманаха «Складчина», журналах «Омская муза», «Тарские ворота», «Иртышъ-Омь», сборниках «ПарОм» и других изданиях. Некоторые участники выпустили собственные книги, это Карина Кислицина, Дарья Лобзова, Александра Яковлева, Анна Вишевски, Игорь Пантин, Дмитрий Юферов, Евгений Вальс, Татьяна Кобылинская (выпускница Литературного института им. Горького), Лиза Чайкина, Павел Блюме, Даниил Плахин, Анастасия Трифонова, Александр Тихонов, Иван Харламов, Гузалья Валеева и др.

Некоторые участники семинаров «ПарОм» были приняты в Союз российских писателей: Д. Решетникова, К. Кислицина, Т. Кобылинская, Н. Семенова, И. Четвергова, Д. Плахин, Д. Овсянников, И. Хохлов, Дмитрий Юферов, Александра Яковлева, Евгений Вальс. Некоторые из них сами теперь проводят мастер-классы для молодых авторов, в чем видна реальная преемственность омских литераторов.

К направлениям «поэзия» и «проза» в разные годы добавлялась «критика» и «драматургия».

ЛИТО по направлениям «проза» и «поэзия» проводится в Омской областной библиотекой для детей и юношества дважды в месяц (кроме летних каникул). С 2020 года добавился формат онлайн. Однако общение через интернет не заменяет личного общения, скорее, это неизбежность, диктуемая временем. И, конечно, возможность для иногородних авторов присоединиться к диалогу. Мы нацелены на встречи в традиционном формате, потому что сама атмосфера обсуждений «глаза в глаза» более продуктивна. Доверительная атмосфера и возможность быть в коллективе пишущих, не отгораживаясь монитором, теперь нужна для авторов, как никогда.  

В 2020 году в заключительном ноябрьском семинаре приняло участие 37 авторов. На семинаре 2021 года – 51 человек.  Кроме молодых писателей из Омска и омской области, которых, как всегда, было большинство, на обсуждение подали свои произведения авторы из Новосибирска, Кемерово, Барнаула, г. Калач Воронежской области, г. Хагенов (Германия), г. Тара Омской области, Санкт-Петербурга, Мурманска, Ленинска-Кузнецкого, г. Мариирска Кемеровской области.   Примечательно, что в 2019 году участвовали поэты из Мурманска и Москвы. Постепенно из регионального, наш семинар органично перерастает в межрегиональный!

Каждый раз на «ПарОме» появляются новые лица, новые талантливые авторы! Замечательно и то, что многие молодые писатели участвуют в «ПарОме» несколько лет подряд, и хорошо заметен их творческий рост. Об этом свидетельствуют персональные книги: «Вдали от Мейнстрима» Дмитрия Юферова, «Царство бродяг» Игоря Пантина, «Недономикон» Ивана Харламова, «Один день продажника» Гузальи Валеевой, «Живи» Анны Вишневски, «Сотни бабочек на ветру» Карины Кислициной, «Зима в Сибири» Дарьи Лобзовой и другие. Наши авторы побеждают в литературных конкурсах от городского до международного масштаба, публикуются в солидных периодических изданиях, вступают в творческие союзы.

Для самых юных авторов, школьников, с 2017 года в рамках «ПарОма» ведется студия «Вдохновение». Занятия проходят стабильно 2 раза в месяц (кроме летних каникул), ведущая – Вероника Шелленберг. За это время некоторые юные авторы перешли в студию «ПарОм» и занимаются на семинарах. Это анна Плеханова, Глеб Кулагин, Вика Гмызина, Ксения Мещанова и др. Важно со школьного возраста прививать навыки литературного творчества.

Нет сомнений, что литературное движение «ПарОм» нужно продолжать.  Появились у нас и новые идеи, как интересно преподнести поэтическое слово, соединив его с музыкальной импровизацией, благо, творческих личностей, одаренных не только литературно, достаточно среди участников «ПарОма». И эти люди хотят делать оригинальные проекты, выступать, публиковать произведения, участвовать в современном литературном процессе. Творить и быть востребованными! Реализация проекта «ПарОм» продвигает средствами литературы вечные нравственные ценности в молодёжной среде и способствует привлечению населения к чтению современной поэзии и прозы.  Создает условия для раскрытия потенциала молодых литераторов, поднимает их на новый профессиональный уровень.

В феврале 2022 года несколько омских авторов, участников «ПарОма», были приглашены на Всероссийский семинар-совещание «Мы выросли в России – Сибирь».

Вероника Владимировна Шелленберг,
организатор и куратор проекта «ПарОм», председатель Омского регионального отделения Союза российских писателей.