Прошло только два месяца с того незабываемого сентября, когда благодаря семинару молодых писателей «Мы выросли в России», основанному Виталием Молчановым и организованному Оренбургским региональным отделением Союза российских писателей, я побывал в прекрасном городе Оренбурге и музее-заповеднике Аксаково, познакомился с удивительными людьми, увиделся с профессиональными писателями и узнал их мнение о моём творчестве, и вот в конце ноября тот же семинар снова подарил мне возможность оказаться в городе, в котором я ещё не был, и с головой окунуться в общение с талантливыми литераторами.
Семинар «Мы выросли в России», впервые выехав из Оренбурга, не забыл обо мне и позвал меня в заманчивое путешествие. Меня, других молодых писателей, а так же авторитетных членов Союза российских писателей, приглашённых на фестиваль в качестве руководителей секций, ожидала Махачкала. Из краёв, связанных с жизнью и творчеством Сергея Аксакова, семинар отправился в места, атмосфера которых насыщена влиянием Расула Гамзатова и других кавказских литературных самородков. Как же я счастлив, что благодаря семинару приобщился к этим местам авторской силы, важным для всех, кто вместе со мной ценит богатейшую литературу нашей большой Родины!
Уже в самолёте авиакомпании "Россия" мне был подан знак, что семинар пройдёт для меня прекрасно. Авиакомпания Россия особенно симпатична мне тем, что предлагает оказавшимся в её самолётах пассажирам не только каталог товаров, которые можно приобрести во время полёта, но и красивый познавательный фирменный журнал, издающийся ежемесячно и вполне способный конкурировать по содержательности с каким-нибудь «GEO». Сентябрьский номер этого журнала стал для меня одним из главных памятных трофеев после путешествия в Оренбург. В этот раз, едва устроившись в самолёте на своём месте, я тут же потянулся к журналу и обнаружил, что на обложке ноябрьского номера изображён Дербент, где была запланирована, а впоследствии и проведена церемония награждения самых талантливых молодых литераторов. Вдохновлённый этим знамением, я уже не сомневался, что моё путешествие в Махачкалу и Дербент пойдёт мне только на пользу. Так и получилось.
В Оренбурге меня определили в секцию публицистики, а в Махачкале я оказался среди молодых драматургов. Открывает мою галерею ФОТО НОМЕР 1, где я стою с руководителями нашего отделения драматургии – людьми, сделавшими огромный вклад в нашу общую культуру. Молодым драматургам и лично мне уделили своё время, внимание и участие: Раисат Магомедовна Ибрагимова – ученица Виктора Розова, автор пьес, выдержавших сотни аншлаговых представлений, и Максим Александрович Гуреев – режиссёр десятков документальных фильмов и признанный прозаик, многократный номинант всех известных литературных премий, в том числе «Нос» и «Ясная поляна».
На ФОТО НОМЕР 2 вместе со мной можно увидеть остальных подопечных Раисат Магомедовны и Максима Александровича. Слева направо: Наталия Михайлова из Санкт-Петербурга, представившая на семинаре свою пьесу о Родене и Камилле Клодель; Елизавета Тихомирова из Москвы, приехавшая в Махачкалу со сценарием короткометражного фильма «Неделя», повествующего о современном молодом человеке и его романтических переживаниях; Анастасия Ильина из Москвы, написавшая пьесу «Отче», наполненную драматичными внутрисемейными конфликтами, не имеющими правильных решений; мой давний друг ещё по литературной студии Надежды Куракиной – Валерия Тёмкина, создавшая пьесу «О птицах, путче и призраках», действие которой происходит в Москве в августе 1991 года. Снова оказаться вместе с Лерой в одной группе творческих людей, обсуждающих произведения друг друга, было для меня одним из самых больших подарков судьбы.
Расписание семинара позволило Раисат Магомедовне и Максиму Александровичу максимально подробно остановиться на каждом участнике нашей секции и тщательно разобрать отобранные для этой встречи произведения. Доброжелательное и внимательное отношение всех участников секции драматургии друг к другу можно почувствовать по ФОТО НОМЕР 3, где запечатлён один из моментов моего разбора. Одержимый творческими замыслами, я в состоянии близком к трансу делюсь с окружающими своим пониманием собственных задач в литературе и драматургии, а другие участники ловят каждое моё слово.
Заседания секций и выступления участников семинара проходили с утра и до вечера, а после них уже вне программы, по собственной инициативе, молодые писатели собирались вместе, чтобы до поздней ночи говорить о литературе и о жизни, тренироваться в дружелюбном остроумии, обмениваться друг с другом своими книгами. На ФОТО НОМЕР 4 челябинский писатель Александр Кузнецов оставляет автограф на своей книге, подаренной им московскому поэту Юлии Гиацинтовой, а оренбургский поэт и фантаст Сергей Макаров восстанавливает дыхание после стопки… подписанных им экземпляров собственной книги стихов «Здесь». Каждый из этой троицы является автором потрясающих стихов, одинаково приятных, что сердцу, что уху. Вдобавок они и в общении удивительно душевные люди, и удивительно, как в них помещается и большой талант, и гигантское радушие.
Общение с молодыми писателями из всех секций до краёв наполнили моё сознание приятными впечатлениями и разнообразными знаниями. В число семинаристов попали люди, не только свободно ориентирующиеся в творчестве всех известных мне писателей, режиссёров и музыкантов, но и давно ознакомившееся с работами тех авторов, к которым я только собирался присмотреться, и, вдобавок, знающие удивительно много неизвестных мне писателей и поэтов, уже заработавших себе славу в литературе. Во время совместных трапез я подпитывался не только едой, но и сведениями из самых разных областей: от литературы до компьютерных игр и свадебных обычаев.
После двух дней творческих обсуждений, мозговых штурмов, экскурсий по восхитительной Махачкале и её потрясающим музеям, участников семинара повезли в удивительный Дербент - поразительное место с историей, уходящей в глубину веков. Упоминание о Дербенте можно найти уже у Геродота. Дербент - важнейший пункт Великого Шелкового Пути. Дербент всегда представлял интерес как для восточных владык, желающих покорить запад, так и для западных правителей, мечтающих распространить своё влияние на восток. Сотни исторических личностей так или иначе связаны с Дербентом: Селевк I, Лукулл, Помпей, Хосров I Ануширван, Тамерлан, Тохтамыш, Афанасий Никитин, Степан Разин, Пётр I, Александр Дюма-отец… Каждый кубический сантиметр Дербента наполнен историей… Дербент так же называют вторым Иерусалимом, поскольку там живут христиане, мусульмане, иудеи, и ни одна община не осталась без святого дома. Организаторы семинара «Мы выросли в России» заслуживают огромной благодарности уже за одно то, что дали молодым писателям со всей страны прекрасную возможность вместе со своими коллегами увидеть Дербент. Здесь же, прямо в сердце цитадели - восхитительном месте с прекрасным видом на весь город, была проведена церемония награждения победителей семинара. Восемь молодых литераторов получили сертификаты и стипендии на издание собственных книг. Среди них Валерия Тёмкина и Анастасия Ильина из моей группы. Сертификатом была награждена и петербурженка Лада Баснина, которая в Оренбурге была моей коллегой по секции публицистики. Я уверен, что победители никогда не забудут этот чудесный день и это поразительное место, где они получили награду за свою верность творческим порывам.
Путешествие в Дербент оставило мне в качестве сувениров великолепные фотографии! ФОТО НОМЕР 5 – большая удача для моего личного фотоархива. Ведь на ней я стою рядом с людьми, потрясающими своей оригинальностью, богатым внутренним миром, огромным творческим потенциалом. Каждого из них можно слушать часами, думая при этом, что проходят только минуты. Итак, слева направо, то есть от меня: Наталия Михайлова из моей секции драматургов, московская писательница Анастасия Кальян, рязанский фантаст Мария Ерёмина, гениальный экскурсовод Азиз Муаллим, поэт из Владикавказа Лаура Хамицева, яркий представитель современной поэзии Стефания Данилова, победительница секции прозы Сахиб Шихмирзаева, и руководитель драматургов Раисат Магомедовна Ибрагимова, являющаяся, кроме всего вышесказанного о ней, большим другом творческих людей, известных всей стране.
Отдельно хочется рассказать про Азиза Муаллима. Азиз – невероятный человек, гид высочайшего уровня. Блестящая знание материала, удивительной силы артистизм, талант импровизации, способность тут же подхватывать реплики туристов и остроумно на них отвечать. Для того, чтобы туристы лучше запоминали исторический материал, Азиз приводит забавные сопоставления исторических фактов с современной жизнью. Все, кто вместе с ним ходил по Дербентской крепости, будут с радостью вспоминать эти волшебные, радостные и удивительно познавательные минуты. Азиз нашёл действенный и одновременно щекочущий нервы некоторых впечатлительных туристов способ рассказывать о городе Дербенте, не выходя из древней цитадели, возвышающейся над ним. Он забирается на стену цитадели и расхаживая у самого края, а то и вовсе, с улыбкой поворачиваясь спиной к пропасти, повествует о расположенном внизу городе, объединяющем представителей разных народов и религий. Под руководством Азиза невероятно увлекательно путешествовать взглядом по улочкам Дербента, выискивая крыши архитектурных достопримечательностей. ФОТО НОМЕР 6 даёт возможность насладиться видом Дербента, открывающимся из цитадели, и оценить удаль повествующего об истории города Азиза, чья нога попала в кадр.
А на ФОТО НОМЕР 7 я стою рядом с Анной Долгаревой. Мне повезло услышать её стихи и её удивительное исполнение «Чёрного человека» Сергея Есенина ещё в те дни, когда она жила в Санкт-Петербурге. Она посещала одно из самых самобытных творческих объединений Санкт-Петербурга – Dark Romantic Club. Попав на собрание этих творческих людей хотя бы раз, с нетерпением ждёшь следующей возможности оказаться среди них. Благодаря основателю клуба, его руководителю, писателю и фотографу (и это всё один человек, а не целое войско) - Павлу Курмилеву я уже попадал в один кадр с Анной. Впрочем, даже если бы я из-за какой-то жестокой насмешки судьбы не посещал бы встречи Dark Romantic Club, я бы все равно узнал о творчестве Анны Долгаревой, не присутствуя на её выступлениях. Её стихи цитируют и репостят не только любители поэзии, но и известные писатели, и её многогранное творчество этого заслуживает. То, что мне удалось сфотографироваться с Анной в Дербентской крепости, на мой взгляд, даже символично. Ведь её творчество – это тоже крепость, возвышающаяся над современной литературной суетой и оберегающая всё то, что помогает сохранить человечность в людях. Во время выступлений Анны хочется беззвучно повторять за ней многие из её стихов, особенно «Бог говорит Гагарину». Всем, кто ещё в стороне, рекомендую посетить творческий паблик Анны. Там, кстати, нет никаких ограничений на комментарии, и это показывает, что автор одинаково открыт и к умной похвале, и к дурацким замечаниям.
В Махачкале мне повезло познакомиться с поэтом и музыкантом из Черкесска Ренатом Джанибековым (ФОТО НОМЕР 8) - победителем в поэтической секции семинара. В кадре должен был быть его сертификат победителя, искавший своего обладателя целый час после награждения, но Ренат ловкостью рук убрал этот почётный документ из поля видимости. Ренат способен поразить не только удивительно прочувствованными стихами, но и поразительным знанием художественной литературы, поэзии, музыки, кино. Особенно приятно мне было узнать, что он любит музыку в стиле кантри не меньше, а скорее всего и больше моего. В Санкт-Петербурге мне как-то не удалось пересечься с другими поклонниками кантри-музыки, а стоило съездить на литературный семинар в Махачкалу, и вот уже мне есть с кем поговорить о Вилли Нельсоне, Уэйлоне Дженнингсе, Тиме Макгроу, Трише Йервуд, Крисе Стэплтоне… Было так удивительно найти на семинаре человека, с которым можно было перебрасываться в разговоре этими и десятками других дорогих для меня имён. И я ведь даже не собирался в разговорах с семинаристами касаться моей любимой музыки, по опыту зная, что кантри лежит за гранью интересов даже неудержимых меломанов. И всё-таки у меня вырвалось из уст слово «кантри», и оказалось, что рядом находиться человек, который прекрасно ориентируется в этом жанре. Удивительная удача!
О моём путешествии на литературный семинар мне следовало бы написать книгу, а не пост. Ведь со мной случались и такие прекрасные вещи, которых не было заявлено в программе семинара. Например, после экскурсии по Дагестанскому музею изобразительных искусств я захотел купить альбом махачкалинской художницы Натальи Савельевой, потому что понял, что буду сильно скучать без её картин. Оказалось, что в этот самый момент она присутствовала в музее, и мне удалось получить её автограф. Знающим меня людям известна моя страсть к живописи и автографам, и они примерно понимают, на каких крыльях я летел, неся в своей сумке альбом с живописью Натальи Савельевой, подписанный самой художницей. Один из разворотов альбома можно увидеть на ФОТО НОМЕР ДЕВЯТЬ.
Время, проведённое в Махачкале и окрестностях, подарило мне море восхитительных впечатлений. О да, море! Каспийское море! Как же я о нём до сих пор не упомянул?! Какие цвета, какие звуки, какие завораживающие движения волн! И горы! Какие волшебные очертания! До чего же у нас удивительная страна, какая прекрасная у нас природа, как глубока и разнообразна наша культура, и самое главное, какие чудесные люди живут, работают и творят среди всего этого великолепия!!!
Алексей Прохоренков
Оригинал статьи размещен ВКонтакте: https://vk.com/wall5391_1692