О ЛИТЕРАТУРНОМ СЕМИНАРЕ «МЫ ВЫРОСЛИ В РОССИИ»
В сенокосном июле на сайте Областного Дома литераторов имени Сергея Тимофеевича Аксакова я прочел объявление о конкурсном отборе на участие во всероссийском семинаре-совещании молодых писателей. Конкурс проводился по пяти номинациям – «Поэзия», «Проза», «Публицистика», «Фантастика» и «Драматургия».
Мероприятие инициировано Оренбургским региональным отделением Союза российских писателей при поддержке министерства культуры и внешних связей Оренбургской области, а также ГБУК «Областного Дома литераторов им. С.Т. Аксакова».
В число задач семинара входит открытие молодых авторов в возрасте от 18 до 35 лет, создание среды для общения начинающих литераторов с признанными мастерами слова. Победители семинара в каждой номинации получают сертификат на издание собственной книги.
Несомненное достоинство семинара – его конкурсная основа. Таким образом, на него попадают люди в результате тщательного отсева, а не благодаря личным связям и полезным знакомствам.
В ходе проведения семинара проводится подробное обсуждение рукописей участников под руководством профессиональных писателей, драматургов, сценаристов, редакторов журналов, поэтов. Также в программу семинара входят выступления на поэтических вечерах, экскурсия по городу, посещения усадьбы С.Т. Аксакова, участие в культурно-просветительской акции «Аксаковские дни в Оренбуржье». Но наиболее привлекательная черта семинара – возможность знакомства и общения с людьми, охваченными единой страстью к родному языку, к литературе.
В начале урожайного августа и я, решив испытать удачу, отправил свои работы по трём номинациям: «Поэзия», «Проза», «Публицистика». По прошествии 15 августа, – последнего дня приёма работ, – не получив письма о прохождении конкурса, я рассудил, что мои работы не были отобраны.
Но чудесным образом оказалось, что надежда мной была утрачена преждевременно, и 28 августа на мою электронку пришло письмо, в котором куратор Елена сообщила мне, что я вошел в число участников семинара по неожиданной для меня номинации – «Публицистика», в связи с чем от меня требуется подтверждение о моем участии.
Окрыленный успехом, я с радостью сразу же подтвердил своё всенепременное участие в семинаре, хотя следовало бы предварительно обсудить этот вопрос на работе с моим руководством. Почему-то я был уверен, что тут сложностей не возникнет. Так оно и вышло.
Семинар проходил с 19 по 21 сентября. География участников впечатляет своим размахом. В этом году на него приехали ребята из Москвы, Санкт-Петербурга, Липецка, Казани, Донецка, Магнитогорска, Волгограда, Мурманска, Екатеринбурга, Владивостока и других городов. Всего прошли отбор пятьдесят человек – по десять человек в каждой номинации, но приехали не все. По моим наблюдениям, нас было в самом лучшем случае человек тридцать пять. В моей группе из десяти заявленных прибыло пятеро, и еще одна девушка была вне конкурса.
Итак, с рюкзаком за спиной, вооружившись смартфоном, служащим мне и компасом, и хронометром, и картой, и секстантом, я тёмным варваром, крестоносцем-пилигримом, идущим на более цивилизованный Восток, выдвигаюсь в поход на исследование неизвестного мне литературного мира.
В тесной газельке мне предстояло проехать семь утомительных часов, ночь без сна. В шесть утра пребываем на автовокзал Оренбурга, погруженного в промозглую мглу. Редкие фонари тускло освещают темное пространство вокруг вокзала, окружая его ореолом таинственности, ограничивая видимость до минимума.
Я планировал добраться до хостела «Лайк», предоставленный участникам семинара для ночлега, пешком, используя навигацию ДубльГИСа. Но усиливающийся дождь и пронизывающий холод, не позволяющий унять предрассветную дрожь, вынудили меня вызвать такси. Я регистрируюсь на ресепшене и иду на свое место. В хостеле тишина – все спят, кроме двух ребят. Я с ними поздоровался и мы представились, впрочем, я тут же позабыл их имена. Через полтора часа утренний сбор, и все же, мне, взвинченному ночной дорогой, удалось немного вздремнуть.
И был день первый. Знакомство с ребятами, с которыми мы ночевали в одной комнате, в том числе с Климином Михаилом – он тоже участвует в семинаре по номинации «Публицистика», с рецензиями на донецких драматургов.
Утром у входа в хостел мы нерешительны и молчаливы. Самый активный Михаил – он со всеми знакомится сам и представляет всех друг другу – наш социальный коммуникатор.
После сытного завтрака идем в Дом литераторов (ул. Правды, 10), где состоялось открытие семинара. Прозвучали слова приветствия и напутствия от организаторов из министерства культуры и руководителей семинара.
Затем последовала ознакомительная прогулка по пешеходной улице Советская. Вдоль вымощенной полированной плиткой улицы газовые фонари ажурного литья, классические фасады зданий конца XIX века в мягких светло-коричневых и розовых тонах, липовая аллея с куполообразно остриженной кроной и с побеленными стволами, многочисленные уличные скульптуры из бронзы. Здесь расположен пединститут, сквер имени Ленина, памятник Чкалову, Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище, в котором учился Юрий Гагарин, краеведческий музей – бывшая гауптвахта – те любопытные места, которые мы успели осмотреть и посетить за время нашей пешей прогулки по Оренбургу, городу с богатой и интересной историей.
После обеда начались семинарские занятия. Локация – библиотека им. Крупской (ул. Советская, 20).
Ведущими в секции «Публицистики» были:
– Нина Александровна Ягодинцева – поэт, секретарь Союза писателей России, культуролог, г. Челябинск. В ее высказываниях есть энергия вдохновения, чувствуется опыт и богатые знания, она щедро и с радостью делится с нами секретами мастерства, пытаясь дать за то короткое время, что отводится семинарам, как можно больше. Она познакомила нас с законом драматической кривой и ее составляющими.
– Лариса Вячеславовна Дегтярева – поэт, член Союза писателей России, г. Астрахань. Её речь легкая, парящая, словно птица, разящая и приносящая добрые вести одновременно. Её разбор тонок, она воспринимает текст во всех его мельчайших нюансах, необычайно верно подмечая то, что сам автор не видит своим замыленным взором, что позволяет ему улучшить качество текста.
– Вячеслав Геннадьевич Моисеев – писатель и журналист, главный редактор «Оренбургской газеты», г. Оренбург. Обладает мощной внутренней энергетикой, находящейся до поры необходимости в состоянии мудрого покоя. Как редактор он прочел огромное количество текстов, и его сложно чем-то удивить, но при этом его скучающие рассуждения мудры, а все его сторонние наблюдения удивительно верны, он без особого труда видит все огрехи текста. Из тех, кто способен увидеть и понять в изучаемом тексте гораздо больше, чем сам автор, создавший его. В суждениях Вячеслава Моисеева присутствуют обоснованность и безупречная логика, ничего лишнего. Мы внемлем ему, затаив дыхание.
Основные замечания: погрешности стиля, поверхностный анализ освещаемого предмета, затянутые фразы, лишние слова. Советы: отсекайте лишние куски от мрамора, читайте больше классиков и публицистов советского периода, внимательней относитесь к правдивости той информации, которую вы хотите осветить в своих работах. Так же были рекомендованы авторы, достигшие блистательных высот в жанре путевых заметок, такие, как Джеральд Даррелл, Иван Бунин, Генрих Бёлль.
После семинара и ужина первый день завершил поэтический вечер «Быть поэтом!» в антикафе «Некафе», блестяще проведенный Александром Абрамовым – оренбургским поэтом и руководителем поэтического сообщества «Другая среда». В зале, по-домашнему уютном, читали стихи, как местные оренбургские поэты, так и гости семинара. Так как география выступающих, как я уже упоминал, была невероятно широкой – от Санкт-Петербурга до Владивостока, от Мурманска до Новосибирска, словно в причудливом калейдоскопе, участникам вечера представилась уникальная возможность увидеть и услышать многообразие русской современной молодежной поэзии.
Стихи по содержанию и манере исполнения были как классические, так и авангардные. Тематика: любовь, размышления о природе искусства, осмысление происходящего вокруг, рефлексия, направленная как в себя, так и вовне. Интерпретировать и классифицировать, тем более на слух, довольно сложно, так как подобного я раньше не слышал. Что-то неуловимое, но новое, было в прочитанных стихах. И бесспорно эта спонтанная антология современной поэзии является достойным предметом для более подробного культурологического анализа. В воздухе растворилось столкновение разных стихий, самых противоположных творческих энергий, вихри ментальных посылов, уничтожающих инерцию и энтропию наших однообразных будней. И это было невероятно круто, неслыханное чудо невиданного многообразия человеческой мысли, метущейся в вечном поиске истины и самопознания. Что особенно ярко ощущалось при такой высокой её концентрации в одной крошечной точке пространства.
Второй день по последовательности событий мало отличался от первого.
Вечером, обсуждая с участниками семинара из других секций мнения руководителей относительно текстов семинаристов, в частности, по стихам, многие отметили, что наши мэтры часто грешат тем, против чего сами и выступают. Например, в отношении нудной затянутости текстов и примитивных рифм. Во время финального вечера, на котором они декламировали свои стихи, мы услышали в них и то, и другое.
А еще, беседуя в кулуарах, у нас возникли крамольные мысли о том, что наши руководители не совсем улавливают дух времени, нерв эпохи. Настало время для новой формации, выросло поколение Z со своеобразным мировосприятием. Дети цифровой эпохи, обладающие новым взглядом на мир, сформированным соцсетями, видеоблогами и виртуальной 3D-реальностью. В хаосе и алхимии их словотворчества, насыщенного порой едким цинизмом, кроется стремление, продиктованное юношеской жаждой подвига, уничтожить устаревшее мышление старших поколений, приведшего нас в тупик, к кризису в культуре, к застою духовно-интеллектуальной жизни, которые молодые авторы, не сговариваясь, ощущают массово. Они не понимают нас, и им скучно слушать наши нравоучения, кажущиеся им консультацией социального психолога, который на стандартные проблемы дает такие же шаблонные (и потому неэффективные) пути решения. И тем не менее мы готовы воспринимать опыт старших, для того чтобы его низвергнуть его же оружием, быть может?
Воспринимая молодую поэзию, вспомнил строки Гёте из «Фауста»:
Блажен, кто вырваться на свет
Надеется из лжи окружной.
В том, что известно, пользы нет,
Одно неведомое нужно
Мне кажется, именно этим посылом руководствуется новое поколение поэтов.
Практическая польза, которую получил я лично, – две тоненькие методички по саморедакции и по написанию рецензий от Нины Ягодинцевой, сборник стихов Ларисы Дегтяревой «За кадром», методичка от Вячеслава Моисеева «На заметку журналисту» и распечатки текстов моих коллег по группе. И, конечно же, богатое, уникальное общение и новые знакомства с интересными, яркими людьми.
Искренне обрадовало то, что в Оренбурге очень активное молодежное творческое движение, здесь функционируют несколько литобъединений. Удалось познакомиться с представителями двух из них «Другая среда» – поэзия, театральная декламация, сообщество для тех, кто ценит красоту и остроту слова, «Декадент» – авангард, прежде всего проза, «Новослож». Ребята пишут стихи и прозу, у них группы в соцсетях, где они выкладывают свои произведения, в реальной жизни проводят поэтические баттлы, творческие вечера, живут плодотворной творческой жизнью. Взаимодействуя и дополняя друг друга, они создают ту благотворную среду, которая вдохновляет и мотивирует всех авторов, захваченных в её сферу, на развитие своих дарований.
Включается положительный соревновательный момент, побуждающий к неустанному самосовершенствованию. И самым ценным свойством семинара, на мой взгляд, является именно ненавязчивое побуждение каждого его участника к сложной, но прекрасной работе над словом, над развитием красоты и мудрости родной речи, что дает нам шанс лучше понять друг друга.
Игорь ГУБЕЕВ