Мнение маститого автора о семинаре-совещании «Мы выросли в России» всегда очень важно! Но не менее важно и мнение рядового участника (участницы) об организации творческого процесса на мероприятии. Приводим статью участницы семинара 2016 года Марины Перовой из Кургана, опубликованную в газете «Новый мир».
Четвёртый семинар-совещание молодых писателей «Мы выросли в России» собрал в Оренбургской области порядка 30 молодых авторов из разных регионов страны, в том числе из Кургана.
Уроки мастерства давали первый секретарь правления Союза российских писателей Светлана Василенко, поэты Евгений Чигрин (Москва), Дмитрий Мурзин (Кемерово), Денис Домарёв (Самара), Нина Ягодинцева (Челябинск), а также главные редакторы литературных изданий Николай Алешков (литературный журнал «Аргамак-Татарстан»), Айдар Хусаинов (литературная газета Республики Башкортостан «Истоки»), Наталья Кожевникова (оренбургский литературный альманах «Гостиный двор») и Вячеслав Моисеев (оренбургский литературный альманах «Башня»).
Мероприятие проходило в рамках чествования памяти русского писателя Сергея Аксакова (1791–1859 гг.), автора большого количества переводов и литературных произведений. Среди его работ – всем известная сказка «Аленький цветочек», спектакли по которой ставятся в отечественных театрах по сей день.
В селе Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области находилось родовое имение родителей писателя – бревенчатый дом, где прошло его детство. В 1960-е годы дом был разобран, а бревна использованы на строительство загонов для скота. В 1998 году имение восстановили, и сейчас оно принимает гостей в качестве музея-заповедника. Ради этого литературного очага и собрались в Бугуруслане творческие люди из разных уголков России. Творческую молодежь Зауралья, как члену литературной студии Курганского государственного университета, посчастливилось представлять мне.
Городок в Оренбуржье
В саму усадьбу Сергея Аксакова я не попала. О её атмосфере мне рассказали более удачливые товарищи по семинару. Но поездка даже без этого визита получилась очень насыщенной.
Ярким солнцем и почти летним теплом встретил гостей Бугуруслан – маленький уютный городок на реке Большой Кинель, которая, правда, в этом месте внушительными размерами не отличается.
Скромные одноэтажные домики теснятся вдоль узких улочек, вьющихся по склонам пологих холмов, – никакой логики в их расположении мне обнаружить не удалось.
Зато в центре помимо традиционного для каждого российского города памятника Ленину – большое современное здание театра имени Гоголя, перед входом в который посетителей встречает сам великий русский писатель, правда, бронзовый. Театр этот – один из старейших провинциальных театров в России, реконструированный в ноябре 2015 года.
Никакой логики
Поэтов и писателей разместили в городской гостинице, организовали бесплатные завтраки, обеды и ужины в примыкающем к ней кафе – потратиться пришлось только на дорогу (она, к слову, заняла почти сутки). И творческая атмосфера затянула сразу и с головой...
Это случилось вечером, в сентябре.
В сонном безветрии млел в берегах Тобол.
Я тосковала по маме и по сестре.
Люди на пляже резались в волейбол.
Было тепло, как летом.
И комары липли к раздетым
бледным моим рукам.
Тенью домов окружали меня дворы,
А в фонарях вокруг не хватало ламп.
Ты догонял. Я слышала шорох ног.
Запах. Дыханье. Выпитый «Ягуар».
Ты говорил, мне будет не все равно.
В небе над городом солнечный стыл пожар.
В школе далекой, сельской, еще вчера
Детством звенел последний смешной звонок…
Солнце тонуло. А старый Тобол молчал,
Будто и возразить ничего не мог.
Рукописи, книги, декламация стихов прямо в коридорах. Голоса читающих из приоткрытых дверей номеров. Жаркие обсуждения. Вечером всех молодых авторов собрали в Доме культуры – знакомиться с преподавателями. Руководители семинаров обращались с приветственными словами, говорили о творчестве, читали произведения – свои и чужие. На следующий день выступать предстояло нам.
Утром перед семинаром я поняла, что значит творческий беспорядок и неорганизованность. На занятия нас повезли на час позже, чем планировалось: планы слишком ограничивают свободу. Прозаиков увели в Дом культуры, а нас, поэтов, доставили в местную библиотеку. Мы должны были разделиться на две группы, но сделать это как полагается - поровну – не смогли: для этого опять же требуется логика. Я записалась в семинар челябинской поэтессы Нины Ягодинцевой – очень давно хотелось лично пообщаться с этим талантливым автором, культурологом и педагогом.
Анатомия текста
Литературные семинары для молодых авторов – возможность показать свое творчество профессионалам и услышать их критические замечания. Ведь сами мы не в состоянии оценить себя объективно, а впечатления друзей и родственников могут в корне отличаться от мнения мастеров.
Мы сбились в тесный кружок напротив преподавателей. В руках – рукописи. По очереди представляемся, коротко говорим о себе и взволнованным голосом читаем несколько стихотворений, чтобы с текстами могли познакомиться все присутствующие, если им не удалось прочесть их заранее. Первое слово дают семинаристам: знать, как воспринимают твое творчество пишущие сверстники, тоже немаловажно.
После того как все желающие из молодежи сказали о замеченных ошибках и выделили достоинства, начинается самое главное.
Каждый текст подвергается почти анатомическому разбору. Его режут на кусочки: выделяют смысл, показывают самые сильные фрагменты и искривляющее мысль словесное обрамление, от которого нужно избавляться. Как и любая операция, такой разбор бывает очень болезненным для автора, но после него наступает светлое чувство осознания, в какую сторону нужно идти, чтобы становиться лучше. Преподаватели стараются говорить о недостатках максимально мягко. Порой прямо в ходе семинара стихотворение меняется: несколько замененных слов, пара переставленных строчек, и смысл, мелодия, ритм, рифма приобретают гармонию.
Бугуруслан – Курган
В состоянии полной гармонии с собой и миром я ехала обратно. Двадцать часов в поезде по маршруту Бугуруслан – Курган пролетели незаметно за книгами, стихами и раздумьями. Столько всего предстоит теперь пересмотреть и исправить! Самое главное, что такие семинары влияют не только на творчество: они меняют подход к жизни. Появляется новый ракурс во взгляде на вещи: иногда стоит отбросить рациональность и прислушаться к интуиции и чувству, чтобы поступить разумно.
Кстати
По итогам семинара из всех представивших свои рукописи авторов руководители путем тайного голосования определили двух получателей сертификатов на издание книги. Ими стали поэт из города Елабуга Республики Татарстан Светлана Попова и прозаик из Оренбурга Антон Горынин. Автор данной статьи получила предложение опубликовать стихотворную подборку в литературных изданиях Оренбурга и Республики Башкортостан.
ИСТОЧНИК: https://www.nm45.ru/.../zhurnalist-novogo-mira-prinyala...