Виктория Татур // “Мы выросли в России”. Литературный семинар в Оренбурге
20 сентября 2019
Виктория Татур // “Мы выросли в России”. Литературный семинар в Оренбурге

Двадцать шесть часов мерного раскачивания в поезде из Москвы в Оренбург и столько же обратно. Но обратно возвращаться не хочется.  Осенний Оренбург, богатый охристыми, рубиновыми и медными оттенками кленов, под пронизывающий ледяной ветер укрыл пушистым мягким платком, обещая уют и тепло.  Эту атмосферу создал Виталий Митрофанович Молчанов, поэт, организатор и добрый волшебник, как называют его местные поэты, благодарные ему за помощь и поддержку на творческом пути и вхождении в мир литературы.

Мне посчастливилось побывать на трехдневном литературном семинаре «Мы выросли в России», который проводится благодаря поддержке Оренбургского регионального отделения «Союза российских писателей», сотрудников Оренбургского Областного Дома литераторов им. С.Т. Аксакова, Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области при поддержке Фонда президентских грантов Российской Федерации. Областной семинар-совещание перерос в международный: Донецк, Луганск, Новосибирск, Ставрополь, Волгоград, Уфа, Киров, Москва, Санкт-Петербург. Головокружительная география, представляющая талантливых молодых писателей.

Первый день проходил в библиотеке им. Крупской. После знакомства и представления наставников, начались интенсивные семинары: проза, поэзия, фантастика, драматургия, публицистика. Среди мастеров были поэты Геннадий Калашников и Алексей Остудин, прозаики Светлана Василенко и Петр Краснов, писатели-фантасты Роман Злотников и Сергей Чекмарев, публицисты Нина Ягодинцева и Вячеслав Моисеев, а также театральный драматург Полина Бородина и писатель, кинорежиссер Максим Гуреев.

Я участвовала в семинаре прозы, где экспертами, советчиками и наставниками выступали Светлана Василенко и Петр Краснов. От их цепкого взгляда, опыта, литературного мастерства, не ускользала ни одна деталь. Скрупулезный разбор наших произведений, точные комментарии и попытки вывести на освещенную дорогу литературы, все это мы получили от наших преподавателей.

Вечер стал неожиданностью для всех, кто приехал в Оренбург. Мы оказались в кафе «Некафе». Переоделись в тапочки, разместились на мягких подушках, диванах, а кто-то даже устроился на полу, и началось волшебное, сказочное действо. Поэты Оренбурга поразили своей одаренностью. Невероятно талантливые, свободные в суждениях, они восхитили нас какой-то новой не слышанной ранее поэзией. Среди них Александр Абрамов, поэт и неутомимый искрометный ведущий вечера, звонкая Анна Терентьева с мелодичными стихами под струны гитары, Александр Кузнецов покорил искренностью и чувственностью поэзии, Сергей Макаров запомнился нам своим необычным стихотворением «Покажите мне у быта ухо, я хочу в него выстрелить». А мы все вопрошали у поэтессы Анны Некрасовой, кому же на Руси жить хорошо? И она обещала когда-нибудь найти ответ.

На следующий день ранним утром большим дружным автобусом мы выехали в город Бугуруслан. Шесть часов пути с бурными разговорами, желанием подружиться со всеми. До сих пор вспоминаю заботливо предоставленные организаторами пирожки, чтобы мы, участники семинара, не проголодались в дороге. Это было по-домашнему трогательно.

Бугуруслан оказался крохотным городком. С кирпичными трехэтажками  здесь соседствуют притулившиеся к ним деревянные частные домики, где все как полагается, и огороды и яблони с черноплодной рябиной.

Разместившись в гостинице «Нефтяник», мы вновь отправились на семинар и ловили каждое слово мастеров. А вечер продолжился в драматическом театре им. Н.В. Гоголя. В зале, кажется, собрались все жители Бугуруслана, чтобы услышать поэтов и приобщиться к современной литературе. Всех поразила Светлана Василенко чтением пронзительного, так непохожего на ее образ, белого стиха. На сцене декламировали свои стихи Виталий Молчанов, Алексей Остудин, Геннадий Калашников и молодые поэты Оренбурга.

Последний третий день завершился в селе Аксаково, в усадьбе знаменитого писателя. Выйдя из автобуса, мы погрузились в атмосферу воссозданной старины. По усадьбе прогуливались люди в костюмах XIX века. Неожиданно откуда-то выбежал молодой парень в косоворотке и лаптях и что есть сил забарабанил по двери дома со словами: «Барин, барин, стог с сеном горит!» Дамы в длинных платьях, держащие тонкими ручками, обтянутыми белыми перчатками кружевные зонтики, заахали и запричитали, мужчины в сюртуках указывали куда-то в стороны длинными тростями с серебряными набалдашниками. В музее-усадьбе, обходя комнаты, мы встречали женщин в длинных сарафанах и кокошниках на голове, выполняющих повседневную работу: они перебирали пшено, вязали кружева, толкли сечкой капусту в деревянном корыте. А в спальне Аксакова мы неожиданно натолкнулись на дородную женщину в национальном костюме. Она сидела у кроватки, где лежал белобрысый мальчишка лет шести. Увидев нас, он встрепенулся и произнес: «Няня, расскажи что-нибудь». И она принялась рассказывать ему сказку про Аленький цветочек.

А на улице всюду стояли палатки, украшенные листьями клена, венками из осенних цветов, и каждому гостю предлагались пироги, уха, моченые яблоки, домашняя наливка.

Вскоре начался настоящий праздник. На сцене под открытым небом награждали победителей литературного конкурса им. Аксакова. Затем сертификаты на издание книг получили и наши лучшие семинаристы: Ирина Родионова (проза), Тая Севрюкова (фантастика), Елена Смирнова (драматургия), Софья Луканова (публицистика), Александра Половинкина (поэзия).

Обратный путь в Оренбург занял семь незаметно пролетевших часов. И казалось, нам не хватало дыхания, чтобы наговориться, ведь мы знали, что увидимся теперь нескоро. Уверена, у каждого в сердце осталось теплое воспоминание о гостеприимном Оренбурге, о поэтах, которые останутся здесь и будут создавать новую литературу, выплескивая себя без остатка.

И снова двадцать шесть часов на поезде обратно в Москву. Я увозила в своем сердце легкую грусть, новых друзей и желание дальше писать, дальше жить.